Судебная автороведческая экспертиза

Профессор Е.И.Галяшина

 

В российских судах рассматривается значительное количество дел, в которых тексты являются важным источником доказательств, необходимых при расследовании преступлений и разрешении гражданских споров. Социальный заказ на автороведческие экспертизы можно объяснить не только усовершенствованием законодательства и изменением правоприменительной практики, но и тем, что, вопрос установления авторства либо его отрицание может стать актуальным при рассмотрении любого уголовного и гражданского дела.

До последнего времени автороведческая экспертиза проводилась достаточно редко по сравнению с другими экспертизами, связанными с исследованием документов, что объясняется их сложностью и трудоемкостью, недостаточным числом профессионально подготовленных экспертов-автороведов. Автороведческая экспертиза традиционно решает разнообразные задачи: идентификация и диагностика личности автора спорного текста, определение социо-психологических характеристик личности автора текста (определение возраста, профессии, родного языка, пола), установление состояния автора в момент создания текста, например определение эмоционального состояния. В некоторых случаях задачи, решаемые автороведческой экспертизой, могут быть одновременно и диагностическими и идентификационными, например установления факта соавторства, выполнения текста под диктовку .

 

Судебные автороведческие экспертизы могут производиться комплексно с экспертизами других родов . Достаточно часто назначают автороведческую с почерковедческой экспертизой для установления автора текста, выполненного от руки; с судебно–психологической экспертизой (когда имеются сомнения в том, что в момент составления документа его автор осознавал свои действия и мог руководить ими); с судебно–психиатрической экспертизой (например, если необходимо установить психическую полноценность автора предсмертной записки при суициде); с фоноскопической экспертизой (например, когда авторизации подвергается устная речь, отображенная в графической форме или возникает вопрос об авторстве озвученного текста); с компьютерно–технической экспертизой (когда исследованию подлежит контент сайта в Интернете, компьютерный сленг и т.д.).

Автороведческие экспертизы проводятся АНО «СОДЭКС МГЮА», других экспертных учреждениях.

При проведении автороведческой экспертизы решаются следующие идентификационные и диагностические вопросы:

Является ли конкретное подозреваемое лицо автором текста?

Является ли автором нескольких текстов одно и то же лицо?

Каков пол и примерный возраст автора текста?

Каковы социальные характеристики автора текста (уровень образования, профессия и род деятельности, культурный уровень, языковая компетентность и т.д.)?

Имеются ли в тексте признаки составления письменного текста в необычных условиях, признаки намеренного искажения речевых навыков, выполнения текста под диктовку? Является ли текст спонтанным или подготовленным?

Как показывает практика, при назначении автороведческой экспертизы судьи и следователи испытывают трудности с формулировкой вопросов экспертам, а также с оценкой заключений по причине того, что они недостаточно знакомы с основами судебного автороведения. В этом случае важно придерживаться очень простого и вместе с тем важного правила – вопрос должен быть поставлен четко, ясно и не допускать двойного толкования, например: «Кто, Васильев Андрей Иванович или другое лицо, является автором представленного на исследование текста на 10–ти листах, начинающегося и заканчивающегося соответственно словами: «Здрасьте, я ваша тетя! Досчитались…» и «думается, это сделают правоохранительные органы!»

При перечислении взаимосвязанных вопросов важно соблюдать их логическую последовательность и условность выполнения последующих вопросов в зависимости от предыдущих. Так, например, если в первом вопросе решалась идентификационная задача (кто конкретно автор текста), то решение диагностических задач (каков пол, возраст, профессия автора текста) возможно только при отсутствии категорического положительного вывода при ответе на первый вопрос; остальные диагностические задачи эксперт решает независимо от первого вывода.

Сегодня к одним из самых трудных задач автороведения относят :

1) установление индивидуальной совокупности письменно–речевых навыков автора при редактировании текста, в случае подготовки письменных текстов в соавторстве;

2) выделение творческого вклада каждого из авторов при создании общего труда, например, возможность разделения авторства А.Н. Стругацкого и Б.Н. Стругацкого.

 

Другая не менее важная проблема современного автороведения – установление автора по текстам веб–коммуникации . Преступный мир активно использует виртуальный мир в своих целях. Интернет сегодня – это не только информационная, но и криминогенная среда, где совершаются преступления и осуществляются социальные контакты преступников. Подавляющее большинство сайтов в сети Интернет не регистрируется и просто играет роль источников массовой информации, распространение которой законодательством о средствах массовой информации не регулируется. На сайтах зачастую происходит злоупотребление свободой слова и массовой информации – содержание ресурсов противоречит интересам личности, общества и государства.

В сети Интернет содержатся экстремистские материалы, возбуждающие национальную, социальную, религиозную ненависть и вражду, распространяется конфиденциальная информация о частной и личной жизни граждан, публикуются сведения, составляющие государственную, коммерческую и банковскую, врачебную и адвокатскую тайну, размещаются порнографические и диффамационные материалы, клеветнические сведения и оскорбления, осуществляются незаконная реклама и пропаганда наркотических средств и психотропных веществ, публикуются материалы, оправдывающие терроризм и содержащие призывы к свержению конституционного строя. Этому способствуют, в первую очередь, техническая простота, оперативность и дешевизна размещения информации в электронной форме в сети Интернет.

Как известно, для привлечения к ответственности за такие правонарушения необходимо установить не только лицо, их распространившее, но и автора конфликтогенного текста. Отличительной особенностью выявления личности преступника по его речевым характеристикам в интернет–коммуникации является специфика речевого общения в Интернете.

Значительную часть объектов, поступающих на автороведческую экспертизу, составляют рукописные, машинописные тексты, а также документы, выполненные в электронном виде, полиграфическим способом или с помощью множительной техники, которые имеют или могут иметь отношение к событию преступления. Исследуемые документы могут быть выполнены в официально–деловом, научном, публицистическом, бытовом стилях речи и относится к различным жанрам.

В современных условиях в судебном автороведении можно выделить две актуальные проблемы, требующие разрешения, для эффективного судопроизводства. Первая проблема – профессиональная подготовка экспертов автороведов. На практике производство автороведческой экспертизы осуществляется экспертами как базовое филологическое, так и экспертное образование. Как правило, при оформлении экспертного заключения экспертом–филологом, не имеющим юридической квалификации, отмечается недостатки, которые могут повлечь за собой признание заключения недопустимым доказательством по делу и исключение из материалов дела. Отсутствуют обязательные части заключения, не указывается описание использованных методов, нет ссылок на научную литературу. В то время, как любое экспертное заключение предполагает научную, логическую и методическую грамотность проведенного исследования и изложения его результатов в заключении. И наоборот, заключения экспертов-автороведов, которые не имеют образования в области судебного речеведения, грешат поверхностностью анализа языковых средств и примитивизмом их описания.

Сегодня профессиональных и высококвалифиированных экспертов-автороведов готовят в рамках специализации «судебные речеведческие экспертизы» в Институте судебных экспертиз МГЮА. Думается, что это позволит полностью обеспечить потребность практики в производстве данного рода судебных экспертиз. Уникальность специалистов, обладающих двойной (юридической и экспертной) компетенцией обеспечивает им высокую востребованность на современном рынке труда.

Share