А.М. Зинин. Портрет молодого человека с усиками

В истории Российского искусства есть имена, с которыми связаны целые его этапы, направления. В ряду таких имен и Сергей Павлович Дягилев, 130 лет со дня рождения которого исполнилось 31 марта 2002 года. Современники отмечали его выдающуюся роль в появлении и развитии «Мира искусства». Но не только в этом заслуга С.П. Дягилева. Открытие сначала Францией, а затем и всем миром русского балета во многом не состоялось бы без С.П. Дягилева. В 1907 г. он организовал в Париже русские исторические концерты. В 1908 г. показал там же оперу «Борис Годунов» с Ф.И. Шаляпиным. И, наконец, в 1909 г. в Париже начались спектакли русского балета, продолжавшиеся до 1914 г. Поэтому личность С.П. Дягилева, история его жизни, а значит, история русской культуры, для нас представляет такой большой интерес. Изданы книги о С.П. Дягилеве, подробно изучена и представлена в публикациях его портретная галерея. И тем не менее открытия возможны и тогда, когда, казалось бы, все и всем давно известно.

     В Фонд сохранения культурных ценностей поступил живописный портрет работы И.Е. Репина, до этого находившийся в частном собрании в Праге. На портрете изображен неизвестный молодой человек с усиками. Сам портрет единственный раз был показан в 1935 году на Пражской выставке русского изобразительного искусства благодаря стараниям дочери И.Е. Репина. В России портрет был известен лишь по публикациям в книге В. Фиалы «Русская живопись в собраниях Чехословакии» (1974 г. Ленинград), в которой помещена его репродукция и дано описание портрета.  

     Портретная живопись И.Е. Репина хорошо и тщательно изучена искусствоведами, также, как его жизнь и творчество. Известно, когда и чьи портреты писал И.Е. Репин. Поэтому новый портрет его работы явился событием для истории русского изобразительного искусства. Кто же изображен на холсте? Чей облик запечатлел великий художник с присущим ему психологизмом и умением подчеркнуть особенности личности портретируемого, бережно сохранив при этом присущую человеку индивидуальность? Изучение портрета позволило сотрудникам Фонда выдвинуть гипотезу, что на нем изображен молодой Сергей Дягилев.
     В то время, которым датируется портрет (1889 г.), молодой С.П. Дягилев выезжал в Париж и там, по всей очевидности, состоялось его знакомство с И.Е. Репиным, который и написал его портрет, находившийся с тех пор за пределами России. (Левое изображение)
     Выяснение, кто же изображен на портрете, обязательно связано не только с историей самого портрета, его атрибуцией (определением автора, времени создания), но и изучением внешнего облика изображенного человека. И в таких ситуациях специальные знания в области исследования признаков внешности человека, которыми располагают криминалисты, их экспертные методики оказываются востребованными. В данном случае это было крайне необходимо.
     Центр художественной экспертизы, действующий при Фонде сохранения культурных ценностей, наряду со своими поисками решил провести экспертно-криминалистическое портретное исследование и обратился к автору этого очерка, у которого к данному времени уже был обширный опыт работы с произведениями изобразительного искусства. Особенности такого экспертного портретного исследования состоят в том, что общепринятые в криминалистике методики не могут применяться в неизменном виде. Они должны быть трансформированы, так как разрабатывались для изучения фотографических изображений человека. 
     Создавая живописный или графический портрет, художник выражает в нем свое отношение к человеку, которого он изображает, причем это отношение может проявляться и помимо его воли. Даже передавая особенности внешности, присущие только конкретному индивидууму, художник вносит в портрет свое видение, понимание человека, что-то подчеркивая, а что-то смягчая в его облике.
Большую роль играет и уровень профессионального мастерства. Портрет, как известно, один из труднейших жанров для живописцев и графиков. Если мы попробуем положить перед собой портреты одного и того же человека, но выполненные художниками разных школ и направлений, разного уровня мастерства, то нередко особенности внешнего облика, индивидуальные черты могут и не совпадать, а некоторые и вовсе отсутствовать. Поэтому идентификация человека по признакам его внешности возможна тогда, когда есть уверенность, что на портрете сохранены и достоверно переданы индивидуализирующие человека особенности черт лица.
Криминалисту, приступающему к работе с портретом, являющимся произведением изобразительного искусства, необходимо, прежде всего, быть уверенным, что портрет реалистичен, с необходимой точностью и определенностью воспроизводит внешний облик человека.
     Эта задача решается путем изучения творчества художника, чье произведение предстоит исследовать. В нашем случае эта задача была решена изначально. И.Е. Репин — выдающийся живописец, великий мастер портрета. На своих холстах он не только передавал сущность личности данного человека, но и воспроизводил характерные особенности его внешнего облика, столь важные и необходимые для портретной идентификации. Поэтому уверенность, что индивидуальные признаки молодого человека с усиками переданы на портрете достоверно и полно, была несомненной.
     Известны фотопортреты С.П. Дягилева, на которых он изображен уже в зрелом возрасте. Однако по правилам портретной экспертизы вывод более точен тогда, когда возраст сравниваемых лиц близок. Поэтому пришлось обратиться к иконографии С.П. Дягилева, чьи портреты создавали известные художники. И среди них нашлось изображение, наиболее близкое по возрасту. Это был портрет работы В.А. Серова, над которым художник работал в 1904 г. (Среднее изображение)
     Этот портрет и портрет молодого человека выполнены в одном и том же ракурсе. Для эксперта это — находка. Она позволила расширить примененный арсенал методов портретной экспертизы, в том числе использовать такие, которые дают возможность более полно и объективно провести сравнительное исследование признаков внешности.
Среди этих методов есть такой, который обычно применяется для проверки результатов сравнения, если изображения в одном ракурсе. Это метод наложения портретов друг на друга. Если пропорции лиц разные, неодинаково строение элементов лица, то совпадения не получится: из-под одного изображения будет «выглядывать» другое или часть его. Если же это одно и то же лицо, изображенное в сравнительно близком возрастном периоде, то оба изображения как бы «сольются» в одно. Так и произошло, когда были совмещены репродукции с портретов работы И.Е. Репина и В.А. Серова. (Правое изображение)
     Но нет совпадений без различий — таково правило портретной экспертизы. Только два фотоотпечатка с одного негатива будут совпадать полностью. Даже при сравнении фотопортретов одного и того же лица, но с разных негативов одной фотопленки, мы можем найти отдельные, пусть и мелкие, различия. Они объясняются разным, хотя и незначительным, наклоном, поворотом головы, изменением освещенности при съемке, наконец, мимикой и т.д.
В нашем случае свой портрет С.П. Дягилева В.А. Серов не закончил, поэтому при сравнении признаков внешности были выявлены следующие различия: в особенностях верхних контуров бровей, положении левого глаза, ширине каймы нижней губы. Они объяснимы, причины их появления известны. Это — разная степень детализации бровей на живописных портретах, различная степень завершенности воспроизведения признаков внешности на них, а также постепенно наступающие у человека изменения волосяного покрова и мягких тканей лица при неизменной костной основе головы. По этим причинам выявленные различия не противоречат выводу эксперта.
     А вывод по результатам применения всех возможных в данной ситуации методов криминалистической портретной экспертизы следующий: на портрете молодого человека с усиками работы И.Е. Репина изображен С.П. Дягилев. И теперь этот портрет займет свое достойное место в иконографии С.П. Дягилева и среди известных живописных портретов, выполненных И.Е. Репиным.
Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *